П.А. Слепцов-Ойунский
ПРОЕКТ 10 КЛАССА К 125-ЛЕТИЮ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ЯКУТЯНИНА, ПРОСВЕТИТЕЛЯ, ПИСАТЕЛЯ ПЛАТОНА ОЙУНСКОГО
Биография
Ойунский (Слепцов) Платон Алексеевич

(1893–1939)

Биография
Платон Алексеевич Ойунский – удивительно разносторонний талант. Он был выдающимся поэтом, прозаиком, драматургом, фольклористом, лингвистом, государственным, политическим деятелем.

Родился Платон Алексеевич в 1893 году, 10 ноября в 3-м Жехсогонском наслеге Ботурусского района (ныне Таттинского улуса) Якутской области, в крестьянской многодетной семье. Жила семья очень бедно, часто оставаясь без куска хлеба, питаясь одной рыбой.

Тяжелая жизнь подорвала здоровье родителей, шестеро братьев и сестер Платона умерли в детстве. Из-за крайней бедности родителей учиться он начал только в 14 лет. За один год прошел курс двух классов, и уже тогда показал свои прекрасные способности к обучению. В раннем возрасте Платон уже увлекался народными песнями и национальным эпосом – Олонхо. Он считал, что олонхо «определило мировоззрение древнего якута, оно же освещает нам и весь древний период жизни якута, его доисторию». Платон Алексеевич и сам был олонхосутом-сказителем в юности, знал много вариантов олонхо. П.А. Ойунский – один из тех, кто стоял у истоков олонховедения, и его научный труд о якутском эпосе выполнял задачу ознакомления читателей с олонхо и якутской культурой. В этом его огромная заслуга. Эпос Олонхо ЮНЕСКО признала шедевром устного нематериального наследия человечества.

В 1911 он блестяще окончил Черкехскую двухклассную школу, и поступил в учительскую семинарию города Якутска. Там он познакомился со своим будущим другом и соратником, еще одним великим сыном якутского народа Максимом Аммосовым. В то время в Якутии жило много ссыльных революционеров, и они оказали большое влияние на молодых якутов. С этого времени Платон Ойунский становится убежденным революционером, борцом за права простого народа. В 1917 году он поступает в Томский учительский институт, в 1918 вступает в Коммунистическую партию. К этому времени Ойунский уже пишет стихи, в 1924 году, после революции, в стихотворении «Благословение отца», обращаясь к юным, пишет:



Озарен звездой рассвета

Необъятный отчий край.

Чтобы тучи зла развеять, –

Смелым, сильным вырастай.



Первое стихотворение Ойунский опубликовал в 1917 году. Начало ХХ века было временем исторического выбора, временем появления радикальных идей. Борьба за прогресс предполагала разрыв с устоявшимися формами социального и национального бытия. Напряженная работа общественно-политической мысли выдвинула перед Россией альтернативный путь развития – путь социалистического обновления страны, обоснованный главным образом марксистской идеологией. Молодой Ойунский и его сверстники, с юных лет критически воспринимавшие социальную несправедливость, не могли примириться с нищетой и бесправием простого народа. В 1911 году восемнадцатилетний Ойунский вместе с друзьями организовал в городском четырехклассном училище кружок учащихся-якутов, для которых, по словам его членов, очень важным был спор – «спор литературный и политический».

В 1916 году Максим Аммосов и Платон Слепцов познакомились с Емельяном Ярославским – ссыльным большевиком, создавшим в 1914 году Якутский комитет РСДРП. Так они стали членами марксистского кружка и стали приобщаться к марксистскому пониманию проблем общественного развития. Их привлекла стройность концептуальных положений этого учения. Юные патриоты были готовы вступить в борьбу за революционный слом строя, эксплуатирующего людей труда. С этого времени молодой Ойунский считал себя социал-демократом и окончательно решил посвятить свою жизнь революционной борьбе за свободу и равенство людей. Он глубоко верил в правильность этого выбора, считал себя солдатом революции, «свободной совести свободным гражданином» и принял активное участие в борьбе за победу Октябрьской революции, в гражданской войне, в установлении Советской власти. Все это явилось фактором первостепенного значения для формирования его общественно-политических и эстетических взглядов. С августа 1921 года П.А. Ойунский возглавил Якутский губревком, развернул кипучую деятельность по созданию государственности, что представляет собой исключительную его заслугу как политического деятеля. Он был автором серий правовых документов, в которых разрабатывались важнейшие проблемы государства, советского строительства, социально-экономических преобразований, в том числе первых правовых актов о местных органах власти – ревкомах, по землеустройству и других, которые стали документами государственной и исторической важности.

Однако главным делом жизни для П.А. Ойунского, на решение которого он направлял всю свою практическую энергию, было создание в Якутии государственности в форме автономной республики. К октябрю 1921г. он лично подготовил проекты «Декларации прав и обязанностей трудящихся Якутской АССР» и «Положение об автономии Якутской республики». К началу 1922 г. колоссальная работа по созданию республики была завершена и на основе документов, подготовленных П.А. Ойунским, 27 апреля 1922 г. была образована Якутская Автономная республика – первая в истории якутов государственность. Появилось первое правительство – Совет народных комиссаров во главе с Ойунским, были образованы наркоматы. В январе 1923 года на первом Всеякутском Учредительном съезде Советов сформирован верховный орган власти республики – Центральный исполнительный комитет (ЯЦИК), первым председателем которого был избран П.А. Ойунский. Он умел сочетать огромную общественную и государственную деятельность с кипучей творческой деятельностью.

Участвовал в установлении советской власти в Якутии. Председатель Якутского губревкома (1921–1922), председатель ЦИК ЯАССР (1922–1926), нарком просвещения и здравоохранения ЯАССР (1928–1929), председатель и ответственный редактор Якутского книжного издательства (1929–1931), директор НИИ языка и культуры, председатель правления Союза советских писателей ЯАССР (1935–1938). Арестован 03.02.1938 по распоряжению зам. наркома НКВД М. П. Фриновского в Иркутске, 14.02.1938 этапирован в Москву. Факт ареста держался в тайне (уже после ареста в якутской прессе публиковались фотографии). Под следствием в Лефортовской тюрьме (Москва), обвинялся по ст. 58-1, 2, 6, 7 УК РСФСР (членство в КРО "Саха-Омук", подготовка вооружённого восстания против советской власти и др.). 31.01.1939 этапирован в Якутск, где стал главным обвиняемым по делу "Центрального дела" (дело партийной элиты ЯкутАССР). Неоднократно признавал себя виновным, затем отказывался от показаний, объявил голодовку. Умер в тюрьме 31.10.1939. Реабилитирован 15.10.1955 постановлением Прокуратуры ЯАССР. Умер в тюрьме 31.10.1939. Реабилитирован 15.10.1955 постановлением Прокуратуры ЯАССР.

Детство
Евдокия Ивановна Слепцова (Унарова) мама П. А. Ойунского. Самые дорогие, сокровенные слова Ойунский посвятил матери, Евдокии Ивановне Слепцовой, в стихотворении "На могиле матери Евдокии". Евдокия всегда верила в сына, в его способности. Именно благодаря ее настойчивости он оказался в Якутске – отец не одобрял продолжение его учебы.
На фото слева направо брат - Иван, сестры - Мария и Марина
Юрта-мазанка с пристроенным хотоном(хлевом) да хозяйственный амбар – вот и вся усадьба родителей П. А. Ойунского. У родителей Платона – отца Алексея Петровича – Хочугур, матери Евдокии Ивановны Слепцовых- было 8 детей. Из десяти членов семьи имеются фотографии(кроме Платона) только четверых.

Маленький мальчик Платон перестав даже бегать, прыгать и играть, забыв про сон, слушал как исполняют олонхо живущие поблизости Таттинские великие олонхосуты: Табахыров, Кылачысов, Куохайаан, сын Кетуехэ – Малгин, сына Миинэ – Егоров, сын Сасыла – Мандалымыан.

Посвятив большую часть своей жизни борьбе за становление советской власти, он успевает заниматься литературной деятельностью. Помимо этого становится поэтом, прозаиком, ученым - филологом, государственным и общественным деятелем.

Семья
Платон Алексеевич был истинным поэтом и оставил замечательные лирические стихи, объяснения в любви. В жизни Ойунского были женщины, которых он искренне и самозабвенно любил, которым посвящал стихи и сокровенные слова.

Остались строки по которым мы можем судить о его личной жизни. Это посвящения женам, дочерям и матери.

Первой женой П. А. Ойунский женится на Фекле Алексеевне Сокольниковой, которую называл "божеством сердца с юных лет". Фекла была актрисой Якутского театра, который позже будет носить имя Платона Ойунского. Они поженились в 1920 г. и прожили в браке неполных полгода. Фекла умерла по дороге в Москву на руках у Платона Ойунского. Он похоронил ее на станции недалеко от Красноярска 14 июля 1923 года.

После возвращения в Якутск в 1926 году он познакомился с Татьяной Дмитриевной Александровой, сотрудницей женотдела ЦИКа. Вскоре они поженились – Татьяна сильно напоминала ему Феклушку. Она родила для него дочку, которая ушла из жизни совсем крохотной. Татьяна Дмитриевна тоже заболела, и ее не стало в 1930 году. Ей П.А. Ойунский посвятил произведение "Туйаарыма Куо Светлолицая". Эта музыкальная драма по мотивам олонхо была поставлена на сцене Якутского театра 16 февраля 1928 года.

6 ноября 1930 года Платон Алексеевич женился в третий раз на Акулине Николаевне Борисовой. Она подарила ему четырех дочек, двоих они потеряли в раннем возрасте. Октябрина умерла в шесть месяцев, а Платонида в один год. Кроме общих дочерей Саргыланы и Сарданы они воспитывали еще Марию – дочь Акулины от первого брака.




П.А. Ойунский с семьей
С женой Акулиной Николаевной и дочерями Мусей и Ланой. 1932 г.
Воссозданный им народный эпос "Дьулуруйар Нюргун Боотур" ("Нюргун Боотур Стремительный") (свыше 36 тысяч стихотворных строк) стал ныне достоянием всероссийского и мирового читателя благодаря талантливому переводу на русский язык В. Державина.

Ойунский переводил на родной язык произведения классиков русской и мировой литературы: Пушкина, Горького, Жуковского, Гёте, Петерфи. Он отдавал много сил и энергии развитию письменности и печати на родном языке, книгоиздательского дела, народного образования науки и культуры в республике.
Участники I Всеякутской языковедческой конференции. Якутск. Фото 1934.

На I Всеякутской конференции советских писателей (1934) был избран председателем правления Якутского отделения СП СССР. В 1935 году в Институте Национальностей при ЦИК СССР защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата лингвистических наук и стал директором созданного по его инициативе первого в республике Научно-исследовательского института языка и культуры.

И это, конечно, далеко не всё! При этом, напомним, что Платон Алексеевич родился в безграмотной семье и смог начать учиться только в четырнадцать лет. Первая, законченная им школа имела всего два класса образования.


Репрессия и реабилитация
Платон Ойунский был арестован органами НКВД 2 февраля 1938 г. во время кратковременного пребывания в Иркутске, когда он, будучи депутатом Верховного Совета СССР, возвращался домой с первой сессии высшего органа страны. В тот же день Ойунский якобы до начала допроса написал заявление на имя наркома внутренних дел Ежова о том, что он являлся одним из руководителей антисоветской националистической организации, существовавшей в Якутии и ставившей своей целью восстановление капиталистического строя и создание "государств а под протекторатом Японии".

Внимательный исследователь, изучив в совокупности материалы по делу П.А. Ойунского и его соратников М.К. Аммосова, И.Н. Барахова, С.В. Васильева, С.М. Аржакова и других жертв сталинских репрессий, придет к следующим выводам:

  1. П.А. Ойунский – депутат Верховного Совета СССР арестован 3 февраля 1938 г. без санкции Верховного Совета СССР и прокурора и заключен в Бутырскую тюрьму.
  2. Ордер на арест П.А. Ойунского выписан не 3 февраля, а день его отправки в Москву, т.е. 4 февраля.
  3. Нужные следователям НКВД показания (имеется в виду заявление Ойунского от 3.02.1938 г. на имя наркома внутренних дел Н.И. Ежова) "выбиты" с помощью чудовищных пыток и истязаний Ойунского не 3 февраля 1938 г. и не в Иркутске, а после того, как он был доставлен в Бутрскую тюрьму, так как иркутские энкавэдэшники не получали никакого распоряжения допрашивать арестованного. Им было поручено лишь задержать его и доставить в Москву.
Через 637 суток мучительных допросов и пыток, не признав за собой никакой вины, объявив голодовку Платон Алексеевич 31 октября 1939 года скончался в тюремной больнице НКВД.

После смерти П.А. Ойунский был посмертно реабилитирован дважды: Постановлением Прокуратуры ЯАССР от 15 декабря 1955 г. о прекращении уголовного дела за отсутствием состава преступления и Постановлением бюро Якутского обкома КПСС от 20 декабря 1955 г. о посмертном восстановлении его в правах члена Союза писателей СССР.


П.А.Ойунский (Слепцов).
Иркутская тюрьма. Фото февраля 1938. Из следственного дела Якутский государственный литературный музей им. П.А.Ойунского.
Увековечивание памяти
Имя Платона Алексеевича Ойунского присвоено Саха академическому театру, Литературному музею в Якутске, улицам в населенных пунктах Якутии, в том числе в городах Якутске, Мирном, Нерюнгри, Вилюйске.

В 1993 году Указом Президента Республики Саха (Якутия) учреждена Государственная премия имени П. А. Ойунского, присуждаемая за выдающиеся произведения в области литературы, искусства и архитектуры, которые получили широкое общественное признание и стали национальным достоянием Республики.

На центральной площади города Якутска установлен памятник Ойунскому.

5 интересных фактов об Ойунском
"Ойунский" - это литературный псевдоним Платона Слепцова, который происходит от названия его рода «Ойуун ууса», что означает «Род шамана». В качестве фамилии писатель принял псевдоним в 1922 году.

Факт №1. Настоящая фамилия Ойунского - Слепцов
Сохранились воспоминания сына Алексея Кулаковского-Ексекюляха о времени, когда Ойунский работал над "Красным шаманом". Однажды, обходя дом, в котором остановился Платон Алексеевич, Реас услышал камлание шамана. По словам Кулаковского, кроме Ойунского, камлать было некому - в доме жил только он.

Факт №2. Ойунский умел камлать
Платон Ойунский и Максим Аммосов вместе учились в Якутском четырехклассном училище, сидели за одной партой и даже жили в одной квартире какое-то время. Молодые люди принимали участие в подпольном литературном кружке вместе с одним из основоположников якутской литературы Николаем Неустроевым.

Факт №3. Ойунский и Максим Аммосов сидели за одной партой
Свое первое стихотворение «Үлэhит ырыата» («Песня труженика») Платон Ойунский написал по просьбе Емельяна Ярославского в 1917 году. С этого началась история якутской советской поэзии.

Факт №4. Первое стихотворение Ойунский написал в возрасте 24 лет
Предположительно, Платон Ойунский мог быть захоронен в трех местах. По разным свидетельствам это могут быть еврейское, татарское или общегородское кладбища, где специально отводили места для заключенных. На фото - мемориал Ойунскому в местности Дэлбэрийбит в Таттинском улусе.

Факт №5. До сих пор неизвестно, где похоронен Ойунский
Произведения П.А. Ойунского
Айымньылар : 7 томнаах [ред. С.П. Данилов]. – Дьокуускай : Саха сиринээҕи кинигэ изд-вота, 1958-1962.

Т. 1. : Ырыа-хоһоон. – 224 с.

Т. 2. : Кэпсээннэр. – 211 с.

Т. 3. : Пьесалар. – 280 с.

Т. 4. : Дьулуруйар Ньургун Боотур : Бастакы, иккис, үһүс ырыалара. – 315 с.

Т. 5. : Дьулуруйар Ньургун Боотур : Төрдүс, бэһис, алтыс ырыалара. – 288 с.

Т. 6. : Дьулуруйар Ньургун Боотур : Сэттис, ахсыс, тохсус ырыалара. – 312 с.

Т. 7. : Ахтыылар, этиилэр, ыстатыйалар, кэпсээннэр. – 224 с.

Көҥүл ырыата / [хомуйан оҥордо С. П. Ойунская]. – Дьокуускай : Саха сиринээҕи кинигэ изд-вота, 1968. – 440 с.

Өрүөл кэриэһэ : Кыра саастаах оҕолорго. – Дьокуускай : Саха сиринээҕи кинигэ изд-вота, 1972. – 16 с.

Талыллыбыт айымньылар : в 2-х томах. – Якутск : Книжное изд-во, 1975 г.

Дьэбэрэттэн тахсыы : сэһэн. – Дьокуускай : Кинигэ изд-вота, 1978. – 4

Көҥүл ырыата : ырыалар, хоһооннор, кэпсээннэр, ахтыылар. – Дьокуускай : Кинигэ изд-вота, 1988. – 136 с. – (Саха оскуолатын б-ката).

Избранные произведенения : в 3-х томах. – Якутск : Саха республикатын национальнай кинигэ изд-вота.

Т. 1. : Стихи, переводы, драматические поэмы. – 1992 – 336 с.

Т. 2. : Повести, рассказы, пьесы и воспоминание. – 1993. – 448 с.

Т. 3. : Научные труды. – 1993. – 480 с.

Уруйа улааттын / Саха Республикатын культураҕа министерствота уонна композитордарын союһа. – Якутск : "Ситим" КИФ, 1993. – 48 с.

Дьулуруйар Ньургун Боотур : олоҥхо / подгот. к печати: П. Н. Дмитриев, С. П. Ойунская. – Якутск : Сахаполиграфиздат, 2003. – 544 с.

Талыллыбыт айымньылар хомуурунньуктара / хомуйан оҥордулар: М. Н. Дьячковская, С. П. Ойунская. – Дьокуускай : Бичик, 2005. – (Саха литературатын классиктара).

Т. 1. : Хоһооннор, тылбаастар, драматическай поэмалар. – 320 с.

Т. 2. : Сэһэннэр, кэпсээннэр, драматическай айымньылар. – 368 с.

Избранное / пер. с як. ; [сост. С. Данилова ; предисл. И. Пухов]. – М. : Художественная литература, 1963. – 296 с.

Стихотворения / [сост. И. В. Пухов ; вступ. статья С. П. Данилова, Г. Г. Окорокова]. – Санкт-Петербург : Советский писатель, 1978. – 414 с. – (Библиотека поэта).

Стихотворения и поэмы : пер. с якут. / [сост. Н. С. Сивцева]. – Москва : Худож. лит., 1993. – 271 с.

Гулкөкөдди Нюргун Ботур : олонхо / пер. на эвен. яз. Д. В. Кривошапкина-Ньимкалан. – Дьокуускай : Бичик, 2003. – 304 с., ил.

Кудаҥса Великий. Александр Македонский / [пер. А. А. Борисовой-Слепцовой ; франц. перевод: Л. М. Сабарайкиной, Янкель Каро ; ил. В. Ф. Ноева]. – Якутск : Бичик, 2002. – 160 с.

Кудаҥса Великий. Александр Македонский / [пер. А. А. Борисовой-Слепцовой ; франц. перевод: Л. М. Сабарайкиной, Янкель Каро ; ил. В. Ф. Ноева]. – Якутск : Бичик, 2002. – 160 с.

Нюргун Боотур Стремительный. Якутский героический эпос олонхо / пер. В. Державин. – Якутск : Книжное изд-во, 1975. – 432 с., ил.

Проект создан учащимися 10 класса МБОО Игидейская СОШ
Специальный выпуск к 125летию П.А. Ойунского
  • Юрий Пестряков
  • Константин Лопатин
  • Валерия Иванова
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website